shadrapa (shadrapa) wrote,
shadrapa
shadrapa

Нецивилизация.




Захватывающий рассказ профессионала о трудностях зимней дороги в тундре, условиях жизни охотников и работы в этих местах, о влиянии человека на хрупкую экосистему. Экологии, суровом быте, северных лакомствах. Да обо всём.
Автор – Виктор Слодкевич.





В самом начале февраля, пришлось мне ехать в командировку на полуостров Ямал, почти в самую его серединку. Служебные обязанности предусматривали побывать на одном из зимников. В те места, куда я летом добираюсь с диким трудом, зимой можно попасть без особых проблем на машине.
Но, сначала всё-таки вертолёт. Виды летней и зимней тундры - отличаются кардинально.




Вот небольшое тундряное озеро. Лёд местами обнажён - очень сильные ветра. Девять лет назад по его берегу ещё не проходила дорога. Что бы на нём порыбачить, приходилось ловить единственный момент в году, когда начнётся весенняя кочевка и добираться на оленьих аргишах, с коренными жителями этих мест ненцами-оленеводами.
А сейчас - пожалуйста. Дорога прямо на берег выходит. И даже железнодорожный разъезд неподалёку с вышкой мобильной связи. Но даже не знаю, радоваться этому или печалиться?




Проникновение цивилизации в недоступные и нетронутые прежде районы - неизбежно. С одной стороны это даже хорошо, но с другой... С другой стороны любое техногенное воздействие несет с собой столько попутных проблем... Порой мне кажется, что проблемы эти неразрешимы, говорить и перечислять не хочется. По крайней мере, не в этом рассказе.
Однако, если даже не решить проблемы, то хоть сколько-нибудь облегчить, снизить антропогенную нагрузку на природные комплексы Арктики мы в силах. Вот поэтому и трясусь я, уже второй час, в тяжело дрожащей и натужно ревущей керосиновой стрекозе. В нежно любимой трудяге - "восьмёрке".

С высоты вроде бы кажется, что пространство тундры непомерно велико. Что с ней могут сделать такие мелкие муравьишки - люди, копошащиеся внизу? И домики-убежища их хрупки и наивны, затерялись в бескрайних просторах...





И вся их хвалёная тяжелая техника кажется букашками... вон, видите точечки? Это могучие "Кировцы" бьют снег, накатывая путь для трубовоза - длинномера.




Но, это всё только с высоты так кажется. И зимой…

Но вот и показалась конечная цель полёта – одно из многочисленных «сердец» всего гигантского строительства по мегапроекту «Что бы Запад не замёрз».




Прибыли.
Заправили топливом машину. Заправили обедом экипаж. И, пока совсем не остыли турбины, и не стемнело, лётчики спешат домой.





Сколько же им приходиться вот так мотаться?! Но, на авиаторов я смотрю как на богов.
Тот путь, который я проделывал своими силами в течении 20 дней, они мне помогли преодолеть за 2,5 часа… Почувствуйте разницу.
 Дальше была работа. О ней я рассказывать не буду, а то опять увлекусь и меня не в ту сторону потянет)).

 В таких случаях лучше всего на нейтральные темы рассказывать. Например, про погоду.

А погодка была неприветливая. Впрочем, в этих местах она и летом то не жалует. А зимой и подавно. Прямо какой-то коридор для ветров с Карского моря. Стоит выйти из этого «коридора» на 50-100 км в сторону и к погоде никаких претензий. А тут, как с цепи сорвалась. Но это, правда, хоть и многолетние, но всё же мои личные наблюдения.
 Метель, одним словом. Довольно долгая. Вернее сказать регулярная. Иногда по 4-5 дней.
 Вот в таких балках живут дорожники. Мне с непривычки и нос высовывать на улицу не хотелось. Практически ничего не видно дальше 30-50 метров.







С фотографированием - проблема. Я не большой специалист в этом деле. Да и профессионал, наверное, не справился бы с такой низкой видимостью. Сплошная белая мгла. Всё сливается и трудно что-либо разглядеть. Не говоря уж о том, что бы донести до слушателя. Но я всё же постараюсь.

Пурга на крайнем севере – совершенно не такая, как у нас в средней полосе. Есть, конечно, и много общего. И температура при метелях не такая низкая. И разновидности метели похожи. Бывает низовая, бывает верховая метель. Интересное, кстати, явление. Стоишь себе, любуешься на закатное мутное солнышко. Ветер немного лицо холодит. А штанины на ногах твоих треплет, рвёт и кусает снежный поток!! Стоишь в нём по колено и диву даёшься. Нагнешься, крепление поправить, шнурок завязать и тут же полные уши снега наберёшь. Но это частный случай. Просто запомнилось.





Хуже, когда обычная или верховая метель. По тундровым просторам ветру есть, где разогнаться и набрать скорости. И он перекатывает снег с одного места на другое. Как песок в пустыне. Чуть какую зацепку найдёт для снега, не успеешь оглянуться – тут же бархан вырос на этом месте. И это не просто сугроб снежка, который можно лопатой или ногами раскидать! Фиг там! Это сталагмиты, которые придется срубать топором! На такой скорости эта снежная пыль прессуется ветром.





То, что видимость очень плохая – это ещё полбеды. Сами снежинки, которые переносятся ветром - очень мелкие и твёрдые. Мелкие, и летят стремительным густым потоком. От них никак не отвернуться! Сплошная круговерть! Царапают кожу на лице, скребут как песок. И глаз не открыть и трудно вздохнуть грудью воздух. Да и не видно ничего, если попадаешь в такой вот шальной снежный шквал. Метров на пять видно, а дальше мгла…
Выйдешь вот так по нужде по малой… крутишься, вертишься от снега отвернуться. А всё равно через десяток секунд снегу, * простите* полная ширинка ))). Пренеприятное явление, скажу я вам… * Про поход в уборную по более серьёзному поводу я уж молчу. *
Можно и всерьёз заблудиться на 70 метрах тяжкого маршрута (я даже с GPS-кой по началу из балка выходил, и попробуйте надо мной посмейтесь?! )).
Машины стоят, ждут погоды. Двигатели молотят неделями без остановки. Но в такую погоду можно двигаться только ночью. Днём всё сливается, всё бело. А ночью под фарами хоть какой-то рельеф виден. Так и живут водители в кабинах по нескольку недель кряду.







Я тоже засиделся в тепле. Никогда столько не спал и чаю не пил, как в этой командировке.  Каждый вечер с надеждой высовываешь нос – не стихает ли?
И вдруг стихло! Вечереет…  Даже солнце разглядеть можно.




Как стемнело по небу «занавески» зеленые побежали…






… а раз побежали – стало быть, станет пуржить пуще прежнего.
В других местах сияние к морозу, к перемене погоды. А здесь все приметы к одному – к метле.
 Отлежал я себе все бока в тепле и уюте. А в планах то у меня была одна интересная задумка. Я ещё летом, работая в этих местах, удивлялся безлюдности тундры. На всю пятидесятикилометровую округу, которую я обошел за пару месяцев, я не встретил ни одного человека. Время такое – все оленьи стада у моря и на севере, на прохладном ветерке от гнуса спасаются. Нет и людей.

 И вот как то в прошлом году заметил в бинокль точку на озере. Лодка!!

 За два месяца успеешь по новостям соскучиться. Собрался я в серьёзный маршрут и через день пути встретился с одним отшельником. Говорили мы с ним до-олго)). Никак не могли наболтаться. Живет, рыбу ловит. Но у него есть приемник и он даже в курсе всех мировых новостей. Эх, отметить бы эту встречу рюмкой чая, да у нас как на грех ни капли, ни у одного, ни у другого. Ну, да ладно. Я, говорю, к тебе зимой с гостинцами городскими заявлюсь.
 Так вот обещал я ему, что зимой навещу его, во что бы то ни стало. И осталось-то до его жилища укромного всего двадцать километров, а тут пурга эта, будь она не ладна!!
 Вот с этими думами я и валялся на койке, ожидая погоды. Но, ничто не вечно, в том числе и метель.
 Как то утром стало понятно, что успокаивается…
 Я быстренько собрал рюкзачок, приторочил к нему снегоступы и вышел на дорогу. Свои водители, как узнали, что я собираюсь в перерыв между метелями, куда-то в тундру переться, отказались меня подвозить наотрез!! Люди опытные, я на них не сержусь.
Откуда им знать, что я эти места который год уже своими ногами истоптал? … Правда летом… Сам немного побаивался.
 А машины по дороге повалили пачками, как погода стала налаживаться. Тоже засиделись без работы.
 Поймал я попутку, еду разговоры разговариваю, а сам на ЖПС-ку поглядываю. А вдоль дороги… «мертвые с косами стоят»…





да «трупы» менее удачливых длинномеров..




И вот, как я увидел по ЖПС-ке, что по дороге уже приблизился на минимальное расстояние, попросил остановить. Поблагодарил водилу, и сказав, что у меня свои дела, быстро зашагал в тундру, пока он не опомнился)).
Честно говоря, я опасался, что он тоже побоится меня отпускать одного. Ну не бегать же мне от этих водителей, в самом деле? У них свой бог – работающий дизель, да теплая кабина. А у охотников да рыбаков всё же свои интересы.
 Нет, я не легкомысленный. Дорога была совсем не длинная и знакомая мне до мелочей.

В кармане компас, 2 жпс-ки, и масса других вещей, чтобы не заблудиться.

 Единственное чего я опасался – это смены погоды. Но и на этот случай были отдохнувшие ноги и лёгкий рюкзак. В общем – побежал я резво. Идти было одно удовольствие. После пурги снег плотный как асфальт, жёсткий, хрупчатый. Снегоступы мне так и не понадобились ни разу.





Да я и брал то их на тот случай, если в темноте в овраг залетишь. А в оврагах там о-о- ой… там снегу выше маковки будет, и он там сыпучий да рыхлый. Можно и до утра пробарахтаться без лыж.




Продолжение следует…

Автор текста  – Виктор Слодкевич Ayno. slodkevich_ayno.
Большое ему спасибо за разрешение публикации.

Иллюстрации – из приведенных в оригинальном посте.
Оригинал статьи.

Расскажите об этой записи друзьям – нажмите на кнопочки ниже.

Взаимная дружба в ЖЖ
Читайте также:
Жесткая и честная статья об укладе жизни кочевников-оленеводов, заставляющая забыть все анекдоты о них и дающая отличное представление о сложностях существования в тундре.

Tags: Антропология, География, Профессия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →