shadrapa (shadrapa) wrote,
shadrapa
shadrapa

Круть есть везде, это ты уныл






Недели не проходит, чтобы я не слышал от жителя нашего города что-то в духе «Уууу, у нас нечего делать…» или «Мммм, совсем ничего интересного». Серьезно? А чем вы увлекались, что смотрели?

Вот только на минутку задумайтесь и вас увлечет. Смотрите, не так давно я готовил пост о наличниках Суздаля.  Вернее, как готовил: у меня были несколько фоток, а Иван Хафизов любезно согласился их прокомментировать, очень увлекательно. Ну, а как иначе – Суздаль, понимаете, огромный пласт истории, традиций.
И тут внезапно до меня доходит, что в нашем Нижневартовске тоже есть дома с резными наличниками, они все разные при том, что городу всего-то 40 лет.

Каким ветром их заносило и откуда? Ведь нет школы хантыйского наличника. Разумеется, я сразу написал Ивану и он не пожалел своего драгоценного времени и рассказал мне о них.



Далее – его комментарии:


Рассматривая фотографии наличников помногу, невольно начинаешь разделять их на несколько классов. Так, еще в самам начале, я стал их разделять на две группы: выделяя наличинки со ставнями и без ставень. Потом появилось разделение на наличники крестьянских домов и купеческих. При этом во вторую группу могли попасть дома зажиточных крестьян — узнать кто реально владел домом можно довольно редко: смысл был в том, что крестьяне как правило украшали дома наличниками либо сами, либо при помощи местных артелей (так дешевле), а более богатые граждане — могли приглашать архитекторов и резчиков из ближайшего крупного города или даже из столицы. И это сразу существенно выделяло их дома.
Так вот одним из способов делить наличники на группы стало примерное определение возраста наличников. Потому что если точно знать возраст, то всё остальное становится вообще просто.





Вот деревянный дом с наличниками — что про него можно сказать?
Дом очень интересно покрыт узкой доской с имитацией кирпича. К сожалению мне такое слишком редко встречалось, чтобы начать делать выводы. А вот наличники и резьба на крыше — дают нам больше информации.
Во-первых сразу бросается в глаза, что наличник очень плоский, в одну доску, а окно широкое. Широкие окна стали делать годов с шестидесятых-семидесятых, а такие плоские наличники скорее с семидесятых.
Узор наличника никакой полезной информации мне не даёт (просто потому, что я не был нигде в окрестностях, и в литературе описаний тоже не находил). Но обилие пустого места на очельях позволяет предположить, что делал их не мастер, а сам хозяин дома. И кружева на крыше — тоже его работа.







Этот «экспонат» широко растиражирован по всей стране. Он хотя и совсем прост, но (как как это ни странно) более традиционен. Всё дело в ромбике на очелье — это довольно старый символ солнца.
Я не большой сторонник все узоры на наличниках объяснять древнеславянскими символами, но ромб в этом смысле известен чуть не с бронзового века, так что не поспоришь.
Совершенно уверен, что человек, делавший этот наличник (годах в 60-х, вероятно, прошлого века), не думал о поклонении солнцу, но сделал он всё почти по канонам: слева восходящее солнце, маленькое; в центре — большое солнце, «в зените»; и справа — заходящее, снова маленькое.
На самых старых из сохранившихся наличниках (начала XIX века) солнце изображали так же:




это кстати, Урал, Нижняя Синячиха  [фото Ивана Хафизова]




Следующие две фотографии я объединил по смыслу.







На этих окошках тоже довольно интересные символы . Вместе с общим состоянием домов, могу предположить, что это постройки годов 30-х.
Собственно это конечно тоже солнца, и в той же самой пропорции — утреннее, зенитное, закатное. Те же ромбики.
Но вот три горизонтальные черты между ними (причем повторяющиеся на боковинах наличника) — символ не такой старый, и он мне давно не дают покоя.
К сожалению не могу сказать, что до конца выяснил его происхождение но уже сейчас понятно, что появились они в эпоху модерна, просуществовали как мода лет двадцать и после войны такие наличники делали уже совсем редко.




Резной оконный деревянный наличник
это Чебоксары и Ростов Великий [фото Ивана Хафизова]


При этом кружочки в качестве обозначения солнца – это как правило первая четверть XX века, а квадраты — это более поздние (надо понимать, что модерн в разные регионы приходил неодновременно, поэтому тут возможны нюансы, о которых я пока не в курсе).
Конечно есть предположение что эти полоски обозначали солнечные лучи, но почему они гораздо чаще сходятся, чем расходятся — это не совсем понятно.







В этом доме наличники сделали из солидарности с соседями, чтобы не смущали никого пустые глаза. На юге страны, где уже не так хорошо с лесом, довольно часто встречаются мазанки (деревянные или или глинобитные дома, покрытые штукатуркой или покрашенные так, что не поймешь из чего дом вообще построен) на которых такие вот наличники. Это конечно пример стойкости традиции украшать окно хоть чем-то, чтоб оно голым не казалось.






Примерно этой же логики — украшать любое пустое место — придерживались и дачники в начале восьмидесятых, строя такие дома.
Традиции, увы, уже были прочно забыты, поэтому здесь нет ничего, кроме тяги к прекрасному.
Я такие (по хорошему — наивные) украшения очень люблю, но они сделаны как правило из очень простых материалов и вряд ли проживут долго, а мне кажется мы их сильно недооцениваем :)







На сладкое оставил эти замечательные наличники.
О них можно рассуждать долго, но наверняка понятно не так уж и много.
В первую очередь —  наличники это купеческие — в том смысле, что принадлежали они какому-то богатому дому, хозяин которого вызывал для их изготовления мастера откуда-то издалека, из Тюмени, Тобольска, или может Томска.
Во-вторых — наличники эти не с этого дома. Даже до обшивки сайдингом они скореее всего висели где-то  в другом месте: это мое предположение вызвано тем, что верхней части оконной рамы не видно — а значит оконный наличники повесили на уже существующие оконные проемы, не меняя их размеров. Кроме того, видно, что на втором этаже никаких наличинков в помине нет, а вряд ли сделав такие богатые (и дорогие) наличники, хозяин бы пожалел денег украсить второй этаж.



Вот видите – просто бомба у нас под носом. А вы, поди, проезжали мимо совершенно не думая, какую круть могут таить эти хибары.

Еще раз хочу выразить свою благодарность Ивану и привлечь ваше внимание к его проекту. Это книга - перейдите по ссылке [ http://planeta.ru/campaigns/4804 ]. Я уже поучаствовал в проекте и скоро она у меня будет, рекомендую и вам. По цене ужина в кафе или месячной абонентской платы за кабельное телевидение и интернет вы получаете большую историю.

Расскажите об этой записи своим друзьям – нажмите на кнопочки ниже:






Смотрите также:

Деревянный национализм
Северный Шанхай

Tags: Архитектура, Город, История, Нижневартовск
Subscribe
promo shadrapa november 14, 2013 07:40
Buy for 100 tokens
Это верхний пост, в нём самое интересное из этого блога. Я пишу на разные темы, думаю, каждый найдет что-то для себя. Роскошные парадные Петербурга Сказки Открытки из Вьетнама Грешные вертикальные фото Авторская обжарка кофе Как я побрил кота Цвет нации…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →